СОКОЛЯНСКИЙ

СОКОЛЯНСКИЙ
Иван Афанасьевич (1889—1960) — российский дефектолог, сурдопедагог, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых. Профессор. Окончил педагогическое отделение естественно-исторического факта Петербургского психоневрологического ин-та (1913). Специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Профессиональную педагогическую деятельность начал в 1910 г., работая педагогом в Мариинском училище для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Был организатором специального образования для аномальных детей на Украине в 1920-е гг. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, в которых специалисты занимались вопросами практической дефектологии. Был создателем и руководителем школы-клиники для слепоглухонемых детей в Харькове (1925—1938). Преподавал в ведущих педагогических вузах Харькова. Как ученый формировался под сильным влиянием рефлексологии В.М. Бехтерева, в дальнейшем стал последователем учения И.П. Павлова. В 1926 г. был одним из организаторов и первым директором НИИ педагогики УССР. На протяжении своей жизни неоднократно подвергался репрессиям: в 1905 г. — за революционную деятельность, в 1933 г. — по обвинению в национализме, в 1937 г. после ареста полтора года содержался под стражей. С 1939 г. и до конца своих дней работал в Научно-практическом ин-те специальных школ (с 1943 г. — Институт дефектологии ) в Москве. Там он продолжил начатую еще в Харькове работу со слепоглухой О.И. Скороходовой. Разработал оригинальную систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобрел ряд специальных технических устройств, позволяющих слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина, телетактор). В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при ин-те, подготовить несколько специалистов для работы с ними. Чтобы помочь этим детям освоиться с предметной деятельностью и сформировать на ее основе высшие психические функции, С. совместное А. И. Мещеряковым разработал методику совместно-распределенной дозированной деятельности. Воспитатель берет руки слепоглухонемого ребенка и помогает ему осуществлять самые простые действия (начиная с приема пищи), постепенно (дозированно) развивает его активность, усложняя осваиваемые действия. Постепенно он учится самообслуживанию, умению устанавливать социальные связи. С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словесной речью, а в обучений их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаря которым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом дограмотном периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение С. придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, утверждая, что только осмысленная практически жизнь слепоглухонемого и основанная на ней система жестового общения может подготовить необходимую почву для развития у ребенка словесной речи, письма, чтения и т.д. На этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых). Обучение словесной речи у слепоглухонемых С. начинал не с заучивания отдельных слов и словосочетаний, а с составления простого текста и системы текстов. В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод — систему параллельных текстов, согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт. Работа С. в области обучения слепоглухонемых получила официальное признание через 20 лет после его смерти: в 1980 г. ему (совместно с А.И. Мещеряковым ) была присуждена Государственная премия СССР. Основные труды С: О новом способе чтения слепыми// Учебно-воспитательная работа в специальных школах (для глухонемых и умственно отсталых детей), 1946, вып. 1; Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи//Докл. АПН РСФСР, 1959, № 1; Обучение слепоглухонемых детей/Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962; Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания/ Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. ТА. Басилова


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СОКОЛЯНСКИЙ" в других словарях:

  • Соколянский — Соколянский, Иван Афанасьевич Иван Афанасьевич Соколянский (1889 1960) советский дефектолог, специалист в области тифло и сурдопедагогики. Автор ряда изобретений в области тифлотехники. Лауреат Государственной премии СССР (1980), посмертно. См.… …   Википедия

  • Соколянский — СОКОЛОВ СОКОЛОВСКИЙ СОКОЛИНСКИЙ СОКОЛИН СОКОЛОГОРСКИЙ СОКОЛЬСКИЙ СОКОЛЯНСКИЙ СОКОЛ СОКОЛИК СОКОЛЕНКО СОКОЛКИН СОКОЛЬЧИК СОКОЛЬЦОВ СОКОЛИХИН Названия животных и птиц являются одним из главных источников прозвищ и фамилий, образованных от них.… …   Русские фамилии

  • СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич — (1889 1960) российский дефектолог. Разработал систему обучения слепоглухонемых. Учитель О. И. Скороходовой. Изобретения в области тифлотехники. Государственная премия СССР (1980), посмертно …   Большой Энциклопедический словарь

  • Соколянский Иван Афанасьевич — (1889–1960) российский дефектолог, специалист в области тифло и сурдопедагогики. Опираясь в своих исследованиях на концепции И. П. Павлова, С. разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказав возможность достижения высокого… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Соколянский, Иван Афанасьевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Соколянский Иван Афанасьевич — (1889 1960), дефектолог. Разработал систему обучения слепоглухонемых. Учитель О. И. Скороходовой. Изобретения в области тифлотехники. Государственная премия СССР (1980). * * * СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889 1960) …   Энциклопедический словарь

  • Соколянский И. А. — СОКОЛЯ́НСКИЙ Иван Афанасьевич (1889–1960), учёный дефектолог. Разработал систему обучения слепоглухонемых. Учитель О. И. Скороходовой. Изобретения в области тифлотехники. Гос. пр. СССР (1980) …   Биографический словарь

  • Соколянский, Иван Афанасьевич — Род. 1889, ум. 1960. Дефектолог, специалист в области тифлотехники. Создатель системы обучения слепоглухонемых. Лауреат Государственной премии СССР (1980), посмертно …   Большая биографическая энциклопедия

  • Соколянский, Иван — …   Википедия

  • Соколянский Иван Афанасьевич — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»